zamena-razbitogo-defektnogo-lyuka

Последнее обновление : 1 марта 2024 г.

Рекомендации по определению дефектов установки и конструкции люков и дождеприёмников

Воздействие климатических факторов внешней среды на смотровые/ливневые колодцы и устанавленные на них чугунные люки и дождеприёмники

     В нашей климатической зоне (Беларусь и Россия) глубины промерзания грунта составляют >1 метра. В условиях перепада температур в зимний период герметичность колодца может быть нарушена из-за замерзаний мокрого песка,проникающего в зазоры , что соответственно приводит к смещению элементов конструкции. В образовавшиеся щели попадают камни и постороние предметы, что может вызывает подъём элементов констукции. Также в эти же зазоры может происходить вымывание грунта вокруг колодца.

     Оседание дорожного покрытия после оттаивания и смещение смотровых люков и дождеприёмников от первоначальной установки при интенсивном дорожном движении приводит к ускорению процесса разрушения колодца и может вызвать раскалывание корпуса или крышки, вследствии неравномерного воздействия внешних сил

Это может стать причиной аварии и повлечь серьезные повреждения автомобиля.


Требования СТБ 1291-2016 к люкам и дождеприёмникам в процессе эксплуатации

     В СТБ 1291-2016 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" описывает допустимые смещения от плоскости дорожного полотна:

п.6.1.5

  • Не допускается отклонение верха корпусов люка смотрового колодца относительно уровня покрытия проезжей части(обочин) более 2,0 см.
  • Не допускается завышение верха корпуса дождеприемника ливнесточного колодца относительно уровня проезжей части(обочин)
  • Занижение верха корпуса дождеприемника ливнесточного колодца относительно уровня проезжей части не должно превышать 3,0 см.

Также внешний осмотр должен подтвердить следующие условие:

  • Наличие крышек и решёток, целостность корпусов и отсутствие на них трещин и сколов.
  • Состояние люков смотровых колодцев и дождеприемников ливнесточных колодцев, расположенных на проезжей части, должно соответствовать требованиям ГОСТ3634-2019.

Определение смещения плоскости установленного люка или дождеприёмника по отношению к плоскости дорожного полотна

proverka_dorogi
     Производится визуально или инструментально - с помощью трёхметрой рейки и линейки.
Рейка укладывается на люк или дождеприемник в направлении видимого расхождения в плоскостях с поверхностью дороги . При наличиии зазора между нижнем краем рейки и дорожным полотном производится его измерение.


Сроки устранения аварийно-опасных ситуаций с дорожными люками и дождеприёмниками

  • При отсутствии или полном разрушении крышки на люке или решётки на дождеприёмнике владельцы коммуникаций должны установить новые в течении не более трёх часов с момента обнаружения и регистрации дефекта. Место должно быть ограждено и обозначено в соответствии с СТБ 1300

  • Устранение дефектов, превышающих допускаемые значения, приведенные в 6.1.6, осуществляется владельцами коммуникаций в течение не более 1 сут с момента их обнаружения. Сюда же входят работы наращиванию дорожного покрытия с использованием ремонтной вставки и устранение дефектов окружающего покрытия

  • Замена крыше и решёток имеющих дефекты должна также осуществляться в течении одних суток

  • Некритичные дефекты дождевой канализации (наличие луж, дефекты сопряжения дорожного покрытия с корпусом дождеприемных колодцев и т.п.) также имеют предельно допустимые значения и сроки их устранения. В этих случаях требования к состоянию автомобильных дорог утверждаются гор- или райисполкомами исходя из классификатора автомобильных дорог определённый в СТБ 1291-2016.


Куда звонить при обнаружении проблем с установленными на автомобильной дороге люком или дождеприёмником

     Если собственника территории установить проблематично, то лучше выяснить ответственных за данный участок дороги по этим телефонам.


РУП "Беавтодор" Горячая линия по обслуживанию автомобильных дорог тел.: 125


Контакт-центра ЖКХ города Минска: 115


Автор статьи: Илларион Валерий Васильевич

Если Вы заметили ошибку, пожалуйста напишите по адресу: snabdil@bk.ru