Последнее обновление: 22 октября 2024 г.
ГОСТ 26008-83
Если набрать в Google, Yandex или другом поисковике запрос на получение информации : "ГОСТ дождеприёмники", то в выдаче будет преобладать показ страниц с информацией по ГОСТ 26008-83 "Дождеприемники чугунные для колодцев. Технические условия". Данный ГОСТ был введён в действие в далёком 1985 году и отменён с 01.01 2001 года. Если до этой даты требования к люкам и дождеприёмникам описывались в разных стандартах, то теперь ГОСТ3634-2019, объединил эти чугунные изделия в одной брошюре. Потом ему на смену пришёл ГОСТ 3634-2019, а дождеприёмники по прежнему остались в этом стандарте. На этом можно было бы и закончить рассказ про ГОСТ 26008-83, но ради профессионального интереса проследим изменения требований стандарта по отношению к чугунным дождеприёмникам.
Изменения в ГОСТ3634-99
Новый стандарт ГОСТ3634-99 (взамен ГОСТ 3634-89 и ГОСТ 26008-83) был разработан на основе европейского стандарта EN 124-1994*. Для соответствия нашего стандарта европейскому стандарту были пересмотрены требования к конструкции, испытаниям, маркировке, контролю качества. А также соответствие в части технических требований, в том числе нагрузок, применяемых материалов, методов испытаний и маркировки.
Теперь типы люков и дождеприёмников, прочностные нагрузки, которые должны выдерживать люки и места установки стали синхронизированы с европейском стандартом. В первую очередь это нашло отражение в новых обозначениях. В ГОСТ 26008-83 мы имели дождеприёмники: малый -ДМ, большой -ДБ и круглый ДК. Новый стандарт: малый - Д(A15), большой - ДБ(В125), магистральный -ДМ(С250), сверхтяжёлый - ДС(Д400).
Если старый стандарт требовал исполнения дождеприёмника по представленному чертежу, который предусматривал установку прямоугольного дождеприёмника только перпендикулярно бордюрному камню, то в новом стандарте уже предусмотрена возможность десяти разных типов исполнения(установка параллельно бордюрному камню, корпус на две решётки, решётка на шарнирах и др.)
Новый тип люков ДМ(С250) и ДС(Д400), устанавливаемые на загруженных автодорогах должны иметь эластичную прокладку. В старых гостах на люки и дождеприёмники никакие смягчающие резинки не были предусмотрены, да и люки не гремели при наезде транспорта. Напрашивается вывод, что повсеместно ухудшилось качество литья и требуются такие "костыли". Срок службы и регламент замены не предусмотрен. Бренчащая крышка люка на дороге, особенно в частном секторе застройки, действительно приносит неудобство проживающим там людям.
Изменения в ГОСТ3634-2019
Дождеприёмник ДС(Д400) в старом стандарте предназначенный для зон высоких нагрузок под номинальную нагрузку 400кН, теперь получил маркировку ДС(Е600) и рассчитывается под номинальную нагрузку 600кН, а для магистральных автодорог теперь применяется ДУ(Д400) - дождеприёмник усиленный. Приняты изменения и по исполнению - сейчас они включают не десять , а шестнадцать пунктов. В настоящее время заводы могут выпускать дождеприёмники имеющие опорную юбку по всем четырем сторонам, "плавающие" дождеприёмники, дождеприёмники с дополнительным боковым приёмом воды, дождеприёмники устанавливаемые в различные водосточные лотки,с применением запорного устройства и др.
Для мест с повышенной засоряемостью, по заказу потребителя, в корпусах всех типов дождеприёмников допускается установка мусоросборных корзин. Конструкцию корзины и способы её крепления к корпусу дождеприёмника предприятие-изготовитель определяет самостоятельно.
Новый стандарт также допускает возможность установки, но не регламентирует конструкции и размеры замковых устройств и шарнирных соединений для крышек дождеприёмников. Предприятие-изготовитель самостоятельно, или по согласованию с потребителем, определяет эти доработки.
В отличии от ГОСТ 26008-83 в ГОСТ 3634 снят вопрос о пропускной ливневой способности дождеприёмников. В новом стандарте регламентируется только размеры и расположение ливнеприёмных пазов в крышке дождеприёмника.
В старом стандарте имелись жесткие требования по пакетированию дождеприёмников при перевозке железнодорожным транспортом. С учетом экономических реалий и преобладанием автоперевозок в новом стандарте эти требования убрали из стандарта.